Как отмечают эксперты, спрос рождает предложение: бурное развитие рынка электромобилей диктует повышенный спрос на зарядные станции. Помимо кратного увеличения импорта китайских брендов электрокаров, Россия активно развивает производство собственных марок авто. Если в прошлом году в стране было произведено более 9700 единиц легковых автомобилей, то к концу этого года — это уже более 17 500 единиц (согласно «Концепции производства и развития электротранспорта в России»). В следующем году эта цифра может значительно увеличиться с появлением новых российских брендов.
Схожая ситуация и с производителями «сердец» электрокаров — аккумуляторов. Российские компании активно наращивают их производство, равно как и сами зарядные станции. При этом увеличиваются показатели и по импорту этих изделий.
«Ежегодно в Подмосковье мы наблюдаем увеличение спроса на так называемый зеленый вид транспорта. Для сравнения: по данным Главного управления МВД России по Московской области, еще пять лет назад в регионе было зарегистрировано лишь 141 транспортное средство с электродвигателем. За пять лет их число увеличилось более чем в 20 раз и по состоянию на 1 января 2024 года составило 3045 электрокаров», — отметил на днях министр энергетики Московской области Сергей Воропанов, подчеркнув, что ведомство прогнозирует значительный рост спроса на электромобили в 2025 году.
По словам министра, тенденция связана с тем, что автолюбители стали чаще интересоваться более экологичным личным транспортом, а бизнес и власть на этот запрос охотно отвечают. И правительство Московской области эту идею также поддерживает.
Соответственно, неотъемлемой частью этого развития является введение в эксплуатацию новых зарядных объектов электросетевой инфраструктуры региона. Так, установка станций идет по двум направлениям. Первое — в рамках федерального проекта «Электроавтомобиль и водородный автомобиль», по нему до конца года планируется открыть еще более 100 быстрых ЭЗС. Второе — это региональная программа.
«Все заправки владельцы электроавтомобилей могут найти в мобильных приложениях «Россети Электротранспорт», Plug me (Мособлэнерго) и приложениях других компаний. Так как большая часть зарядных станций в Московской области — более 80% — установлены компаниями «Россети Московский регион» и Мособлэнерго, то их местоположение можно также найти и на официальных сайтах компаний. Конечно, гораздо удобнее было бы использовать одно мобильное приложение. Оно уже разрабатывается», — уточнил Сергей Воропанов.
Важный момент: в этом году внесены изменения в постановление правительства Московской области «Об утверждении стандартов жилого помещения и комфортности проживания» и в нормативы градостроительного проектирования. Теперь при проектировании и организации площадок автостоянок в зоне жилой и общественно-деловой застройки необходимо предусматривать места для хранения электромобилей и гибридных автомобилей, а также инфраструктуру для их заряда — быстрые и медленные ЭЗС. При этом во дворах многоквартирных домов и общественно-деловых зонах оборудовано электрозарядками должно быть 5% от общего числа машино-мест, а в зоне торговых комплексов — 6%.
«Мы ожидаем, что эти изменения дадут импульс к расширению сети электрозарядных станций и в целом ускорят развитие отрасли в регионе», — отметил министр энергетики Подмосковья.
При этом он добавил, что выбор места размещения осуществляется инвестором самостоятельно в рамках его инвестиционной деятельности.
Вместе с тем на официальном сайте Министерства энергетики Московской области жители региона могут принять непосредственное участие в выборе мест расположения будущих станций. Для этого на сайте опубликован опрос для владельцев электромобилей. Жители Подмосковья могут его пройти, ответив на несколько несложных вопросов. Ответы и предложения обобщаются и направляются для рассмотрения инвестора, в дальнейшем при выборе мест расположения станций учитываются в том числе и результаты этого голосования.
«Сейчас мы совместно с партнерами вовлекаем в опросы все больше заинтересованных. В перспективе мобильное приложение нам позволит анализировать ситуацию и прорабатывать решения совместно с бизнесом и автовладельцами», — рассказал Сергей Воропанов.
Что касается технических моментов, эксперты отмечают ряд значительных преимуществ для владельцев электрокаров в Подмосковье перед традиционными автомобилями с ДВС.
Во-первых, это цена за зарядку — в зависимости от мощности и расположения ЭЗС она составляет от 10 до 19 руб. за 1 кВт/ч. Таким образом, владельцу электрокара надо потратить от 600 до 1500 руб. на полную зарядку, которой хватит на 300 и более км, что на порядок дешевле, чем заправляться топливом. При этом при установленной мощности 150 кВт среднее время зарядки составляет лишь 20–40 минут. Однако при минимальной мощности ЭЗС 3,5 кВт время зарядки в зависимости от уровня разряда аккумулятора будет составлять порядка 10 часов — это явно вариант зарядки во время ночной парковки автомобиля.
Во-вторых, это льготы во время пользования платными трассами. Так, к примеру, у владельцев электрокаров бесплатный проезд по федеральным платным автодорогам. На электрокаре можно свободно проехать по трассам М-1 («Беларусь»), М-3 («Украина»), М-4 («Дон»), М-11 («Нева»), М-12 («Восток) и ЦКАД. Также для владельцев электрокаров действуют бесплатные парковки. А до 2027 года в Московской области отменен транспортный налог на электромобили.
В-третьих, это стоимость обслуживания электроавтомобилей. Не нужно менять масло, фильтры, гораздо меньше изнашиваются тормозные колодки, поскольку торможение происходит в основном за счет двигателя, и другие моменты.
Тем не менее многие эксперты отмечают, что автолюбителей останавливает в покупке электрокаров не только их высокая стоимость, но и тот факт, что пока в Подмосковье недостаточно специализированных автосервисов и специалистов, готовых экстренно чинить подобные автомобили. Особенно это касается китайских брендов, которые попали в автосалоны по параллельному импорту.
«Безусловно, наша задача — работать не только на количество, но и на качество. То есть мы стараемся не просто увеличивать количество новых электрозарядных станций, но и повышать уровень сервиса. Мы знаем, что и при разработке проектов, и при установке станций, и при обслуживании как станций, так и автомобилей сейчас нужны и будут нужны в будущем специалисты. В Московской области уже есть программа по обучению персонала, обслуживающего электромобили», — уточнил Сергей Воропанов.
По его словам, она реализуется на базе Щелковского колледжа Московской области, который является базовой образовательной организацией образовательно-производственного кластера «Топливно-энергетический комплекс». Программы обучения предполагают в том числе освоение навыков по обслуживанию электрических и гибридных автомобильных двигателей.
Вместе с тем в ведомстве понимают, что данное направление нужно усилить, и для этого министерство совместно с Министерством образования Московской области проводят работу по оценке возможности масштабирования таких образовательных программ. Бизнес готов подключиться: совместно планируется открыть в новом учебном году отдельное направление подготовки. Частные компании при этом обеспечат учебное заведение техникой и практикой.
Еще одно важное направление — производство электрокаров. Это важная составляющая создания отрасли электротранспорта в Подмосковье. Минэнерго Московской области ставит задачу и прорабатывает вопрос открытия производства электромобилей на территории Московской области в ближайшее время.